Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что на сегодняшний день во многих дошкольных образовательных организациях остается за пределами внимания руководителей и педагогов вопрос о выработке наиболее эффективных методов поддержки эмоционального благополучия дошкольников в образовательной деятельности, что становится серьезной психолого-педагогической проблемой, поскольку очень многие родители недовольны психологическим состоянием своих детей в условиях воспитания в ДОУ.
Отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров для обеспечения нормального воспитательного процесса в ДОУ, размытые нормы государственного стандарты дошкольного образования, касаемые психологической работы с дошкольниками – все это является важными причинами того, что дошкольники зачастую испытывают стрессовые воздействия при нахождении в детском саду, а воспитатели и педагоги подвергаются критике со стороны родителей и органов государственной власти.
Применение специальных шкал, которые позволяют детально оценить уровень поддержки эмоционального благополучия дошкольников в условиях ДОУ – очень важный шаг, который в современной образовательной системе еще является инновацией и сложен в исполнении.
Поэтому важным остается вопрос о внедрении подобных шкал в управленческую деятельность современных ДОО и разработке специальных рекомендаций для руководства ДОО, педагогов и воспитателей, которые должны составляться для каждой конкретной дошкольной образовательной организации на основе результатов, полученных при применении шкал оценки поддержки эмоционального благополучия дошкольников в образовательной деятельности.
Степень изученности проблемы. Вопрос о поддержке эмоционального благополучия дошкольников в образовательной деятельности довольно широко рассматривается в научной литературе. Данной проблеме посвящены труды как советских, так и зарубежных и современных авторов. Однако довольно мало исследований, которые анализируют опыт применения шкалы SSTEW для оценки поддержки эмоционального благополучия дошкольников в образовательной деятельности.
Теоретическую базу исследования составляют работы исследователей – педагогов и психологов, которые изучали проблему эмоционального благополучия дошкольников в рамках реализации образовательной деятельности, а также оценки его поддержки специалистами современных ДОО.
Цель исследования – разработать шкалу оценки поддержки эмоционального благополучия дошкольников в образовательной деятельности на примере шкалы SSTEW.
Объект исследования – эмоциональное благополучие дошкольников в образовательной деятельности.
Предмет исследования – шкала оценки поддержки эмоционального благополучия дошкольников в образовательной деятельности на примере шкалы SSTEW.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие эмоционального благополучия дошкольников.
2. Раскрыть методы поддержки эмоционального благополучия дошкольников в образовательной деятельности.
3. Описать основные характеристики шкалы SSTEW.
4. Сформировать содержание шкалы оценки поддержки эмоционального благополучия дошкольников в образовательной деятельности.
5. Разработать рекомендации для педагогов по совершенствованию уровня поддержки эмоционального благополучия дошкольников в образовательной деятельности.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, проектирование.
Методологическую базу исследования составляет шкала SSTEW для определения и оценки поддержки педагогами и воспитателями социального и эмоционального благополучия дошкольников в условиях детской образовательной организации.
Законодательная база исследования: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Российской Федерации .
Гипотеза исследования: разработанная на основе метода SSTEW является эффективной для оценки уровня поддержки эмоционального благополучия дошкольников в образовательной деятельности, а результаты ее применения могут стать основой для разработки рекомендаций для педагогов ДОУ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы, посвященной проблеме оценки уровня поддержки эмоционального благополучия дошкольников в образовательной деятельности, в частности, посредством шкалы SSTEW. Собранный в ходе написания курсовой работы теоретический материал может быть использован для продолжения научно-практической работы в данном направлении.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой шкалу оценки поддержки эмоционального благополучия дошкольников в образовательной деятельности на основе шкалы SSTEW, применение которой позволит выявить основные проблемы и разработать рекомендации для педагогов ДОУ.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
В первой, теоретической главе, приводятся результаты проведенного анализа научной литературы по проблеме оценки уровня поддержки эмоционального благополучия дошкольников в образовательной деятельности, дается описание возможностей шкалы SSTEW.
Вторая, практическая глава, представляет собой формирование на основе метода SSTEW собственной шкалы оценки уровня поддержки эмоционального благополучия дошкольников в образовательной деятельности, а также разработке рекомендаций для педагогов ДОУ, которые даются после проведения данной шкалы в конкретном дошкольном образовательном учреждении.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 года (в действ. ред. от 21 января 2019 года) // Кодекс. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – 2022. – URL: https://docs.cntd.ru/document/499057887 (дата обращения: 16.11.2022).
2. Абраменко, И.М., Соколова, В.А., Чистяков, Б.Ю. Дошкольный возраст как кульминационный период сензитивного развития ребенка / И.М. Абраменко, В.А. Соколова, Б.Ю. Чистяков // Сборник статей Елабужского государственного университета. Вып. 4. Педагогика. – Елабуга: Издательство Елабужского государственного университета, 2021. – С. 100–109.
3. Андрющенко, К.А. Роль и значение эмоций в жизни человека / К.А. Андрющенко // Материалы XIII международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2021. – URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018023914 (дата обращения: 17.11.2022).
4. Бабина, И.М. Организация работы по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Семинар-практикум для педагогов / И.М. Бабина // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2018. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/13/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-organizatsiya-raboty-po-obespecheniyu (дата обращения: 17.11.2022).
5. Балакина, Л.Д., Гусева, И.С., Щербакова, А.В. Психолого-педагогические проблемы воспитания дошкольников в условиях современных условий развития общества / Л.Д. Балакина, И.С. Гусева, А.В. Щербакова // Вопросы социологии и психологии в современном мире. Сборник статей. Вып. 4. – Томск: Парадигма, 2020. – С. 40–52.
6. Белолуцкая, А.К., Воробьева, И.И., Шиян, О.А. Зададаев, С.А., Шиян, И.Б. Условия для развития творческих способностей ребенка: результаты апробации инструмента оценки качества образования в детском саду / А.К. Белолуцкая, И.И. Воробьева, О.А. Шиян, С.А. Зададаев, И.Б. Шиян // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-dlya-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-rebenka-rezultaty-aprobatsii-instrumenta-otsenki-kachestva-obrazovaniya-v-detskom (дата обращения: 16.11.2022).
7. Бутузова, Ю.А. Психологическая сущность эмоционального состояния личности / Ю.А. Бутузова // Омский научный вестник. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-suschnost-emotsionalnogo-sostoyaniya-lichnosti (дата обращения: 15.11.2022).
8. Бутузова, Ю.А. Чувства и эмоции. Как человеку управлять ими / Ю.С. Бутузова // Молодой ученый. – 2016. – № 19 (123). – С. 310–312.
9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. В 6 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1984. – 450 с.
10. Гребенщикова, Т.В. Педагогическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации / Т.В. Гребенщикова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-emotsionalnogo-blagopoluchiya-rebenka-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 15.11.2022).
11. Губанова, И.А. Профилактическая работа по созданию в ДОО условий для эмоционального комфорта и благополучия дошкольников / И.А. Губанова // Урок.рф. Педагогическое сообщество. – 2020. – URL: https://урок.рф/library/profilakticheskaya_rabota_po_sozdaniyu_v_doo_uslovij_084004.html (дата обращения: 16.11.2022).
12. Демьяненко, И.М., Огорельцева, Е.А., Харитонова, О.С. Базовая модель развития эмоциональных качеств дошкольников в образовательной деятельности и семейном воспитании: методологический аспект и особенности структуры / И.М. Демьяненко, Е.А. Огорельцева, О.С. Харитонова // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 3. Начальное образование. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2021. – С. 65–78.
13. Елисеева, А.П., Хвостовская, И.И., Марьянова, А.В. Принципы управления дошкольной образовательной организацией в современных социально-экономических условиях: формирование устойчивого развития социального и эмоционального благополучия дошкольников в условиях ДОУ / А.П. Елисеева, И.И. Хвостовская, А.В. Марьянова // Сборник статей Кемеровского государственного университета. Вып. 8. Дошкольная педагогика. – Кемерово: Издательство Кемеровского государственного университета, 2022. – С. 101–116.
14. Иванченко, С.А., Широкова, Е.Н., Баншикова, Я.В. Развитие эмоциональной сферы личности дошкольников: основные проблемы и методики / С.А. Иванченко, Е.Н. Широкова, Я.В. Банщикова // Материалы международной научно-практической конференции «Психология и педагогика в XXI веке: проблемы и перспективы теории и практики». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2021. – С. 36–50.
15. Карамышева, Е.О., Головченко, Д.А. Эмоции человека / Е.О. Карамышева, Д.А. Головченко // Молодой ученый. – 2016. – № 23 (127). – С. 433–437.
16. Киселева, Л.А., Помазуева, Т.Н. Мир эмоций человека и регуляции деятельности. Учебно-методическое пособие / Л.А. Киселева, Т.Н. Помазуева. – Екатеринбург: Издательство Уральского государственного лесотехнического университета, 2007. – 68 с.
17. Константинова, М.Н., Михалева, А.Б. Психология эмоциональных состояний / М.Н. Константинова, А.Б. Михалева // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5 (часть 1). – С. 93–95.
18. Мазурина, Н.Б. Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во взаимоотношении со сверстниками / Н.Б. Мазурина // Молодой ученый. – 2016. – № 6 (110). – С. 796–799.
19. Марьянова, А.П., Червинникова, С.И., Володин, П.А. Проблема развития эмоциональных качеств детей в современных социально-экономических реалиях / А.П. Марьянова, С.И. Червинникова, П.А. Володин // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной педагогики: российский и зарубежный опыт». – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. – С. 68–80.
20. Молочкова, С.В. Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС ДО. Консультация для педагогов ДОУ / С.В. Молочкова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2017. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/04/26/obespechenie-emotsionalnogo-blagopoluchiya-doshkolnikov-v-kontekste (дата обращения: 18.11.2022).
21. Назарова, И.М. Эмоциональное благополучие как критерий оценки личностного развития дошкольника в современных условиях / И.М. Назарова // Вестник педагогики. – 2021. – № 6. – С. 80–94.
22. Родькова, Ю.А., Кобозева, И.С. Понятие эмоции человека и их функции как составляющие современного образования / Ю.А. Родькова, И.С. Кобозева // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-emotsii-cheloveka-i-ih-funktsii-kak-sostavlyayuschie-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 16.11.2022).
23. Селиванов, М.С., Хрененко, А.А., Вологдина, Е.К. Оценка качества деятельности дошкольной образовательной организации с помощью шкалы SSTEW: российский и зарубежный опыт / М.С. Селиванов, А.А. Хрененко, Е.К. Вологдина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования в России и за рубежом». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022. – С. 71–87.
24. Сирадж, И., Кингстон, Д., Мелхиш, Э. Шкала SSTEW: обеспечение устойчивого совместного мышления и эмоционального благополучия детей в возрасте 2–5 лет / И. Сирадж, Д. Кингстон, Э. Мелхиш // Виртуальный методический кабинет. – 2019. – URL: http://www.pedkabinet.ru/load/knizhnaja_polka/metodiki_i_tekhnologii/shkala_sstew/42-1-0-613 (дата обращения: 16.11.2022).
25. Четвертакова, А.В., Маслова, Е.Н., Симакова, А.А. Принципы применения шкалы SSTEW в практике оценки качества организации педагогического процесса в современном российском ДОУ / А.В. Четвертакова, Е.Н. Маслова, А.А. Симакова // Вестник Красноярского государственного университета. – 2020. – № 4. – С. 99–110.